Леверкузен, 12 ноября 2025 г. Концерн Bayer продолжает свой намеченный курс согласно достигнутым показателям за первые девять месяцев года. Выступая в среду на презентации отчета компании за третий квартал, генеральный директор Билл Андерсон подчеркнул устойчивость сельскохозяйственного бизнеса и выручки дивизиона Pharmaceuticals, признав при этом, что дивизиону Consumer Health приходится работать в условиях всё более сложной рыночной конъюнктуры. «В целом в этот переломный год мы имеем хорошую возможность реализовать прогноз концерна на 2025 год, который мы обновили в прошлом квартале», – сказал он.
Андерсон отметил, что концерн Bayer также добился стратегического прогресса. Что касается портфеля продуктов дивизиона Pharmaceuticals, то в этом месяце компания планирует вывести на рынок США негормональный препарат для лечения симптомов менопаузы Lynkuet™ (действующее вещество: элинзанетант). Тем временем дивизион Crop Science продолжает реализовывать свою пятилетнюю программу развития. На прошлой неделе в Латинской Америке был запущен инсектицид Plenexos™, что, как пояснил Андерсон, отражает нацеленность дивизиона на инновационные сельскохозяйственные решения. Кроме того, он добавил, что компания еще больше сократила свою чистую финансовую задолженность, а операционная модель Dynamic Shared Ownership уже начала приносить доход, обеспечивая преимущество Bayer в плане выручки и чистой прибыли. «Наша организация стала более рациональной и эффективной, и мы видим, прогресс в ускорении процессов», – сказал Андерсон.
Он также затронул тему судебных разбирательств в США: «Мы убеждены в верности нашей комплексной стратегии, по мере ее реализации мы будем постоянно корректировать наши подходы к урегулированию споров». Андерсон заявил о внушительном прогрессе Bayer и выразил уверенность, что к концу 2026 года компания сможет значительно снизить риск судебных процессов. «В целом мы знаем, что нас ожидает очень важный и динамичный этап», – пояснил Андерсон. По его словам, сложившаяся динамика отражается в резервах компании, которые были скорректированы в сторону увеличения за последний квартал в связи с рядом факторов. Например, концерн Bayer недавно объявил о достижении ряда мировых соглашений, и, как и ожидалось, за этим последовал умеренный рост количества исков по глифосату. Это, в свою очередь, привело к созданию дополнительных резервов и увеличению судебных издержек, как и недавнее отрицательное решение Верховного суда штата Вашингтон по делу Эриксона о воздействии полихлорированных бифенилов (ПХБ). Компания продолжит изучение всех вариантов для значительного снижения риска судебных процессов.
Существенный рост показателя EBITDA (до учета особых статей) и основного дохода на акцию
В третьем квартале 2025 года объем продаж концерна составил 9,660 млрд евро, увеличившись на 0,9 % с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов. Также была зафиксирована отрицательная курсовая разница в размере 447 млн евро (третий квартал 2024 года: 436 млн евро). Показатель EBITDA (до учета особых статей) повысился на 20,8 % – до 1,511 млрд евро, главным образом за счет роста прибыли дивизиона Crop Science и сверки взаиморасчетов. Также была зафиксирована отрицательная курсовая разница в размере 42 млн евро (третий квартал 2024 года: 94 млн евро). Показатель EBIT снизился на 543 млн евро (третий квартал 2024 года: -3,822 млрд евро) после возникновения дополнительных чистых расходов в размере 1,064 млрд евро (третий квартал 2024 года: 4,088 млрд евро), что было в основном связано с отчислениями в резервы по судебным разбирательствам. Чистая прибыль уменьшилась на 963 млн евро (третий квартал 2024 года: -4,183 млрд евро). Основной доход на акцию вырос более чем в два раза – до 0,57 евро. Этот рост был также частично обусловлен увеличением прибыли дивизиона Crop Science и сверкой взаиморасчетов. Объем свободных денежных средств снизился на 48,1 % – до 596 млн евро, что главным образом объяснялось повышением расчетных платежей. Этот показатель соответствует прогнозам компании и отражает сезонный характер ее бизнеса. Чистая финансовая задолженность по состоянию на 30 сентября 2025 года составила 32,708 млрд евро, сократившись на 1,7 % по сравнению с 30 июня 2025 года, что было в основном вызвано притоком поступлений от операционной деятельности. По сравнению с 30 сентября 2024 года чистая финансовая задолженность уменьшилась на 6,6 %.
Дивизион Crop Science зафиксировал прибыль благодаря высокому спросу на семена кукурузы
В сельскохозяйственном бизнесе (дивизион Crop Science) объем продаж вырос на 1,3 % (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) – до 3,858 млрд евро. Дивизион показал значительный рост в категории «Семена и гибриды кукурузы», увеличив продажи на 22,4 % (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) благодаря повышению объемов реализации во всех регионах. Рост этого стратегического бизнес-подразделения был главным образом вызван увеличением посевных площадей в Северной Америке и уверенным стартом сезона в Латинской Америке. Бизнес также вырос в категории «Гербициды», где наблюдалось повышение продаж на 2,8 % (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов). Рост был в первую очередь обусловлен повышением объемов реализации продукции, не содержащей глифосат, в то время как продажи глифосатосодержащей продукции остались на уровне прошлого года (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов). С другой стороны, дивизион продемонстрировал ожидаемое снижение в категориях «Семена и гибриды сои» и «Инсектициды», где объем продаж упал на 9,6 % и 9,3 % соответственно (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов), что стало следствием проблем с регистрацией, повлиявших на рынок семян и гибридов сои в США и инсектицидов в Европе.
Показатель EBITDA (до учета особых статей) дивизиона Crop Science составил 172 млн евро, что практически в пять раз больше, чем в третьем квартале прошлого года, который традиционно считается сезоном низкого спроса для сельскохозяйственного бизнеса. Рост прибыли в основном объяснялся снижением себестоимости продукции, а также экономией средств, достигнутой по программам повышения эффективности. В то же время была зафиксирована отрицательная курсовая разница в размере 21 млн евро (третий квартал 2024 года: положительная курсовая разница в размере 32 млн евро). Рентабельность по EBITDA (до учета особых статей) увеличилась на 3,6 процентных пункта – до 4,5 %.
Дивизион Pharmaceuticals продемонстрировал дальнейший рост прибыли от реализации препаратов Nubeqa™ и Kerendia™
Объем продаж рецептурных препаратов (дивизион Pharmaceuticals) составил 4,335 млрд евро, увеличившись на 0,4 % (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов). Дивизион снова продемонстрировал значительный рост прибыли от реализации препарата Nubeqa™ для лечения рака простаты и препарата Kerendia™ для лечения хронической болезни почек, ассоциированной с диабетом 2-го типа, а также сердечной недостаточностью. Продажи этих двух препаратов увеличились на 56,2 % и 85,4 % соответственно (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов). Также существенный рост показали продажи ВМС из продуктовой линейки Mirena™, которые увеличились на 22,9 % (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов), что главным образом объяснялось повышением прибыли в США, где положительное влияние на бизнес оказало выполнение специального заказа. Кроме того, радиологический бизнес продемонстрировал рост продаж благодаря повышению объемов реализации и цен, особенно в случае продуктовой линейки Ultravist™ и рентгеноконтрастных средств для проведения компьютерной томографии. С другой стороны, проблемы для бизнеса были в основном связаны со снижением продаж препаратов Xarelto™ и Eylea™. Продажи орального антикоагулянта упали на 31,4 % из-за истечения срока действия патента, а продажи офтальмологического препарата снизились на 11,2 % (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов), что было главным образом обусловлено уменьшением цен и конкурентным давлением со стороны дженериков. Отрицательное влияние на продажи препарата Eylea™ также оказало перераспределение объемов на четвертый квартал в Японии. Также в соответствующем квартале прошлого года наблюдался положительный единовременный эффект от лекарственного возмещения в Великобритании. Тем не менее дивизион по-прежнему нацелен на стабильный рост продаж препарата Eylea™ за весь год по сравнению с предыдущим годом.
Показатель EBITDA (до учета особых статей) дивизиона Pharmaceuticals сократился на 5,2 % – до 1,045 млрд евро. Влияние на доходность главным образом оказали негативная курсовая разница в размере 46 млн евро (третий квартал 2024 года: 134 млн евро) и увеличение научно-исследовательских расходов, которое частично объяснялось повышением инвестиций в научные исследования на ранней стадии разработки, а также технологии клеточной и генной терапии и хемопротеомики. Кроме того, отрицательная динамика цен была связана с истечением срока действия патентов и Законом о снижении инфляции в США, что было частично компенсировано высоким ростом объемов реализации. В то же время доходность выросла за счет экономии средств, достигнутой по программам повышения эффективности, а также снижения отчислений в резервы по общекорпоративной программе краткосрочного поощрения сотрудников (STI). Рентабельность по EBITDA (до учета особых статей) снизилась на 0,3 процентных пункта – до отметки 24,1 %.
Дивизион Consumer Health показал умеренный рост продаж (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов)
Объем продаж препаратов для ответственного самолечения (дивизион Consumer Health) увеличился на 2,0 % – до1,415 млрд евро. Рост сдерживался на фоне непрерывного осложнения ситуации на ключевых рынках Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Продажи в основном выросли в категориях «Дерматологические препараты», «Препараты для лечения ЖКТ» и «Обезболивающие и сердечно-сосудистые препараты», где прирост составил 7,0 %, 6,5 % и 6,5 % соответственно. В то же время дивизион зафиксировал снижение продаж на 7,8 % в категории «Противоаллергические и противопростудные препараты».
Показатель EBITDA (до учета особых статей) в дивизионе Consumer Health составил 363 млн евро, что на 0.8 % больше, чем в прошлом году. Положительное влияние на доходность оказал рост продаж, а также непрерывные усилия дивизиона по управлению издержками, что в основном привело к снижению коммерческих расходов. С другой стороны, дивизион продемонстрировал отрицательную курсовую разницу в размере 25 млн евро (третий квартал 2024 года: положительная курсовая разница в размере 7 млн евро) и увеличение себестоимости продукции. Рентабельность по EBITDA (до учета особых статей) выросла на 0,2 процентных пункта – до 25,7 %.
Подтвержден прогноз концерна на 2025 год
Основываясь на высоких бизнес-показателях компании за первые девять месяцев года, Андерсон подтвердил обновленный прогноз концерна на год, опубликованный в финансовом отчете за первую половину 2025 года. Для дивизиона Consumer Health концерн Bayer теперь прогнозирует рост продаж (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) в размере от -1 % до +1 %, поскольку дивизион будет действовать в условиях все более сложной рыночной ситуации. Ранее компания ожидала роста продаж дивизиона (с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) по нижней границе прогнозируемого диапазона в 2–5 %. Тем не менее она не ожидает какого-либо влияния на прогнозируемый показатель рентабельности по EBITDA (до учета особых статей) в дивизионе. Учитывая дополнительные отчисления в резервы для урегулирования судебных разбирательств в третьем квартале, теперь концерн Bayer ожидает, что за весь год особые статьи концерна по показателю EBITDA составят от -4,0 до -3,5 млрд евро (предыдущий прогноз: от -3,5 до -2,5 млрд евро), а по показателю EBIT – от -3,0 до -2,5 млрд евро (предыдущий прогноз: от -2,5 до -1,5 млрд евро).
Заглядывая в будущее, финансовый директор Вольфганг Никл обрисовал перспективы концерна Bayer на 2026 год и в том числе описал основные известные факторы развития бизнеса в следующем году для трех дивизионов. Например, он рассказал о выводе новой продукции на рынок и истечении срока действия патентов в дивизионе Pharmaceuticals. В отношении дивизиона Crop Science Никл отметил следующее: «Перспективы сельскохозяйственного рынка остаются довольно динамичными, поэтому мы стремимся предлагать инновации фермерам и реализовать наши цели повышения прибыльности». В случае дивизиона Consumer Health он добавил: «После некоторых проблем на ключевых рынках в этом году мы видим сохранение общих тенденций роста». Компания ожидает, что значительное влияние курсовой разницы, сдерживающее ее рост, продолжится в 2026 году. «В целом мы полностью сфокусированы на эффективном управлении областями, находящимися под нашим контролем, быстрой адаптации к новым реалиям и продвижении нашей трансформации», – сказал Никл. Компания представит конкретный прогноз с результатами за полный 2025 год в конце февраля следующего года.